HR-блог про IT рекрутинг от ИТ Кадрового агентства

Как создать матрицу компетенций сотрудника: 5 этапов

IT рекрутинг
Формирование модели компетенций можно осуществлять "сверху вниз" - группой высшего руководства и HR-специалистов, привлекая к процессу сотрудников для обсуждения и анализа.

В некоторых компаниях используют обратный подход: матрицу разрабатывают на уровне отдела, оценивая его эффективность, в то время как стейкхолдеры выражают свои ожидания относительно роли специалистов и самого инструмента. Таким образом, HR или специалист по привлечению талантов может координировать процесс в целом (в роли PM).

Подход "снизу вверх" позволяет создать более точный инструмент оценки. Более того, такую матрицу легче внедрить, поскольку сотрудники участвуют в ее разработке и настроены на позитивное сотрудничество.

Вот этапы разработки матрицы компетенций:

Шаг 1. Определите, кому и с какой целью требуется компетентностная матрица Целеполагание часто пропускается при создании компетентностной модели, сразу переходя к определению компетенций и индикаторов роли. Рекомендуется сначала определить:

  • Кто будет использовать компетентностные матрицы внутри организации?
  • Какие задачи они решают? Какие инструменты используются для этих целей?
  • Что ожидается от нового инструмента и как понять, что он работает эффективно? Результатом обсуждения должен быть набор гипотез о задачах и проблемах потенциальных пользователей матрицы.

Шаг 2. Опишите, что делает каждый член команды («каскадирование целей») Детально проанализируйте ожидания и задачи, стоящие перед определенной должностью. Укажите необходимые знания и навыки для успешного выполнения рабочих задач. В этом помогут следующие вопросы:

  • Какие задачи выполняет специалист N на каждом этапе работы над продуктом? В чем заключается результат работы?
  • Как эти задачи должны быть выполнены? Какие промежуточные шаг и способствуют достижению цели?
  • Какие знания и навыки являются обязательными и помогут в достижении результата?

Проведение обсуждений с командой разработки будет полезным. Разделите участников на группы в соответствии с их ролями.

Этап 3. Определите ключевые аспекты работы IT-профессионалов На данном этапе важно выявить краткий перечень наиболее значимых компетенций, которые отделяют "превосходных" специалистов от "обычных".

*Компетенция представляет собой знания, навыки и поведение, способствующее достижению желаемого результата. Она отвечает на вопрос: "Что человек на определенной должности делает ежедневно при выполнении задач?". Это не только знания и умения, но и общий подход к решению проблем: действия сотрудника, его установки и мотивация.

Этап 4. Составьте и визуализируйте компетентностную матрицу Соберите всю информацию, проверьте наличие противоречий или повторений в выделенных профессиональных компетенциях программиста и убедитесь, что ничего не упущено.

Матрица должна отражать основные аспекты работы IT-специалистов в компании.

Этап 5. Опишите каждую компетенцию Самый трудоемкий этап - описание показателей и методов оценки компетенций. На данном этапе также следует связать их с уровнями специалистов (Junior, Middle, Senior, Team/Tech Lead).

Индикаторы - это характеристики, по которым можно определить, обладает ли человек компетенцией. Существует несколько основных методов оценки компетенций:

  • тестовый кейс (проверка навыков);
  • отзывы от руководителей и стейкхолдеров;
  • обратная связь от команды (подходит для оценки компетенций, связанных с коммуникацией и мягкими навыками);
  • оценочный центр.

Важно: компетентностная матрица является гибким и адаптивным инструментом. Ее нельзя создать один раз и постоянно использовать. Матрица должна отображать реальное положение дел в компании или команде, и поэтому ее необходимо своевременно обновлять при изменении условий.
Будьте первыми в курсе последних новостей о HR-сфере и IT-рекрутменте - подписывайтесь на наш блог в Telegram!