HR-блог про IT рекрутинг от ИТ Кадрового агентства

Жизненный цикл разработки ПО: фазы и модели SDLC

Работа в IT Технологии
Создание и разработка программного обеспечения всегда происходит в определенном порядке. Систематический процесс его разработки, или жизненный цикл программного обеспечения (ЖЦП), обеспечивает прозрачность каждой фазы цикла и проекта в целом. Временные рамки детального плана позволяют обеспечить плавность, анализ, контроль и улучшение процесса разработки.

Жизненный цикл разработки программного обеспечения – пошутить?

Жизненный цикл разработки программного обеспечения — это процесс, используемый в ИТ-индустрии для разработки высококачественного программного обеспечения. Он иллюстрирует, как планировать, создавать, тестировать и поддерживать программное обеспечение. Это обеспечивает масштабируемую видимость проекта для всех, кто участвует в процессе разработки . Обычно его делят на 5–8 этапов . Иногда их объединяют, разделяют или опускают, в зависимости от масштаба проекта.
Этапы разбивают процесс разработки на задачи, которые можно назначать, выполнять и измерять. В этой статье мы решили описать семиэтапный цикл .

Жизненный цикл разработки программного обеспечения в 7 этапов:

1. Планирование и анализ требований

Этот шаг заключается в определении общих условий проекта и требований к контракту. Его проводят руководители групп и старшие сотрудники с участием заинтересованных сторон и отраслевых экспертов. Планирование можно разделить на технологические исследования, маркетинговые исследования и анализ выгод. Включает оценку стоимости, планирование и групповую работу над проектом .
Перед командой ставится задача определить время выполнения отдельных задач и необходимые ресурсы. Анализ требований на данном этапе заключается в обеспечении качества и выявлении возможных рисков. Этот этап может включать в себя обратную связь от потенциальных клиентов, разработчиков или экспертов в предметной области.

2. ТЭО

После сбора требований проводится технико-экономическое обоснование развития продукта по различным его направлениям. На этом этапе определяются и документируются потребности в программном обеспечении. Документ « Спецификация требований к программному обеспечению » (SRS) предназначен для подтверждения того, что требования к дизайну соответствуют конечному пользователю в экономической, юридической, эксплуатационной, технической и временной областях.

3. Дизайн (или прототипирование)

На основании требований, указанных в SRS, предлагается более одного подхода к проектированию, которые фиксируются в DDS — спецификации проектной документации . Он также включает такие параметры, как оценка риска, долговечность продукта, модульность конструкции, бюджет и временные рамки, а также системная архитектура и дизайн пользовательского интерфейса, а также соображения безопасности. На их основе выбирается наилучший проектный подход.
Может быть полезно разработать документы: HLD — High Level Design и LLD — Low Level Design . Один из ранних вариантов дизайна — прототипирование . Это дает вам общее представление о том, как выглядит и работает приложение. Он позволяет проверить некоторые идеи и предположения перед фактической реализацией. Хорошо выполненный этап прототипирования приносит пользу, помогающую принимать дальнейшие решения.

4. Кодирование

С этого этапа начинается собственно разработка и создание продукта. Это самая длинная фаза цикла , во время которой задачи разбиваются на блоки или модули. Задачи назначаются членам команды в соответствии с их специализацией.
Программисты пишут код в соответствии с предопределенными правилами кодирования и реализации. Они используют набор полезных программ, объединенных в один графический интерфейс ( IDE — Integrated Development Environment ) , предоставляя ряд инструментов, облегчающих как интеграцию компонентов в более сложные приложения, так и написание правильного кода.
На этом этапе рекомендуется создать документацию по коду с инструкциями для других разработчиков, а также руководство по функциям приложения для конечных пользователей. Они объясняют, почему была использована процедура. Это может быть краткое руководство по функциям приложения, отображаемым при первом запуске. Конечным результатом этого этапа является работающее программное обеспечение и задокументированный исходный код .

5. Тестирование

Этот этап происходит после того, как модули становятся доступными для тестирования. На базовом уровне это означает тестирование системы или программного обеспечения в операционной системе, которая их поддерживает, например Linux или Windows.
Тестирование заключается в проверке того, работает ли программное обеспечение в соответствии с требованиями, описанными в SRS ( функциональность ), как оно работает под нагрузкой — скорость, отзывчивость и стабильность ( производительность ), работает ли каждый модуль отдельно ( юнит ) и работают ли отдельные модули вместе. ( интеграция ) является ли он интуитивно понятным, простым в использовании и понятным для пользователя ( удобство использования ) и безопасностью системы .
Ошибки, обнаруженные группой тестирования, передаются разработчикам для исправления, а затем отправляются обратно в QA для повторного тестирования продукта. Процесс продолжается до тех пор, пока он не станет свободным от ошибок, стабильным и будет работать в соответствии с потребностями бизнеса . Затем разработчики проверяют способность новой системы взаимодействовать с другим программным обеспечением, которое может использовать заказчик. Интеграционные тесты выполняются сначала во внутренней системе, а затем в системах клиента в рамках этапов альфа- и бета-тестирования.

6. Развертывание (установка)

На этом этапе целью является развертывание программного обеспечения в производственной среде, чтобы пользователь мог начать использовать продукт. Многие организации предпочитают портировать продукт через различные среды развертывания, такие как тестовая или промежуточная среда , прежде чем продукт будет окончательно проверен и одобрен заказчиком.
На основании отзывов руководителя проекта выпускается окончательная версия программного обеспечения, которая проверяется на предмет возможных проблем с реализацией .
Для крупных проектов разработчик может предложить обучающие программы или помощь в интеграции, чтобы клиенты могли начать работу с новой системой . Сам код не исправляется во время развертывания, если не обнаружена серьезная проблема с программным обеспечением.

7. Техническое обслуживание (эксплуатация)

Цель этого этапа — убедиться, что система работает в соответствии со спецификациями, разработанными на первом этапе. Конечные пользователи сообщают об ошибках, не обнаруженных во время тестирования. Это может привести к новым этапам развития.
Жизненный цикл на самом деле не заканчивается , потому что программное обеспечение необходимо постоянно контролировать, обслуживать, регулярно обновлять вместе с меняющимися с течением времени бизнес-требованиями и потребностями.

Методы и методологии SDLC:

Водопад

Водопад — одна из старых методологий SDLC. Он понятен и прост в управлении. Процесс разработки программного обеспечения разбит на этапы, и результат одного из них является входом для следующего . Фазы также могут немного перекрываться, например, тестирование может начаться, когда код еще не закончен.
Преимущество водопада в том, что каждую фазу можно оценить на непрерывность и осуществимость, прежде чем сделать шаг вперед, а недостаток в том, что пути назад нет. Требуется обширная документация, но это позволяет этапам четко документировать, что необходимо сделать на последующих этапах.

Итеративный

Этот метод следует шагам модели водопада, но с повторяющимися итерациями . Она также известна как инкрементная модель, потому что конечный продукт тестируется на меньших модулях во время каждой итерации.
Все эти шаги являются частью этапов SDLC в повторяющихся циклах, при этом в каждом выпуске добавляются дополнительные функции, пока не будут выполнены все требования. Это позволяет вам выявлять ошибки на постоянной основе, что приводит к эффективному конечному продукту.

Гибкий

Гибкий метод предполагает, что проект рассматривается индивидуально и адаптируется к требованиям пользователя . Он фокусируется на своих впечатлениях и удовлетворенности, но важно вовлекать в процесс заинтересованные стороны и их мнения.
Во время цикла SDLC итеративный подход обеспечивает непрерывное взаимодействие между разработкой и тестированием . Благодаря этому он на постоянной основе решает мелкие проблемы до того, как они перерастут в существенные. Сборки рабочего продукта предоставляются после каждой итерации. Этот метод требует сильной команды с отличной коммуникацией. В его рамках также используется Scrum — как правило, в более сложных проектах по программированию.

V-model

Этот метод разработки продукта основан на принципах бережливого производства, которые отдают приоритет устранению потерь как способу создания большей ценности для клиента. V указывает на процесс, похожий на водопад — он протекает последовательно в форме этой буквы .
Этот метод характеризуется стадией тестирования каждой стадии цикла. Она также известна как модель верификации (оценка этапа разработки продукта с точки зрения требований заказчика) и модель валидации (оценка программного обеспечения после этапа разработки). Фаза проверки находится с одной стороны буквы V, а фаза проверки — с другой. Оба связаны фазой кодирования . Эта модель полезна, если в проекте нет неизвестных требований.

Spiralny

Спиральная модель основана на итеративной модели и ее итерациях. Проект проходит четыре этапа (планирование, анализ рисков, разработка и оценка) по спирали, пока не будет завершен. Таким образом, это позволяет разработчикам иметь несколько раундов улучшения и создавать персонализированные продукты с учетом отзывов пользователей на ранних этапах проекта.
Его преимуществом является управление рисками . Каждая итерация начинается с изучения потенциальных угроз и выяснения того, как их избежать или смягчить. Спиральное развитие может выбирать разные модели для каждой стадии развития. Спираль обычно используется в крупных проектах.

DevOps

Она новичок на сцене SDLC. Он возник из двух тенденций: гибких практик и новой бизнес-модели. Он заключается в тесном сотрудничестве команды программистов с пользователями на всех этапах процесса — с течением времени как одной команды .
Целью этого метода является ускорение процесса и внедрение надежных и качественных продуктов. Дисциплина, частая обратная связь в процессе проектирования и реализации, совершенствование и автоматизация процессов ручной разработки являются важными чертами этого метода. Он фокусируется на быстром общении на высоком уровне. DevOps — это не просто модель работы, а философия, требующая значительных изменений в образе мышления и культуре организации.

Краткое содержание

Не существует одного универсального метода или лучшего, чем другие. Каждая из моделей SDLC может соответствовать различным проектам, средам и требованиям. Важно, будет ли проект простым, со специфическими требованиями, которые не нужно менять, или же он будет обширным и будет состоять из множества компонентов, но и более широкой сборки. Чтобы выбрать правильный, вам нужно знать их все, чтобы оценить требования клиентов и адаптировать их к потребностям вашей собственной организации.

Наше ИТ кадровое агентство предлагает вам найти разработчиков менее чем за 2 недели. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше о том, как мы можем помочь масштабировать ваш следующий проект до новых высот. Мы гарантируем поиск самого сильного, а не самого дорого кандидата. За 10 лет в подборе it специалистов, мы закрыли 5500+ вакансий и собрали 25+ команд с нуля. Убедитесь сами и ознакомьтесь с отзывами клиентов о нашем рекрутинговом агентстве! Нужно больше референсов? Напишите нам в телеграмм.