Что такое SOLID в программировании
SOLID — это аббревиатура, которая описывает пять ключевых принципов проектирования и организации объектно-ориентированного кода. Эти принципы были сформулированы Робертом Мартином (также известным как Uncle Bob) и включают в себя следующие концепции: Single Responsibility, Open-Closed, Liskov Substitution, Interface Segregation и Dependency Inversion. Цель использования принципов SOLID — упростить разработку, сделать ее более гибкой и устойчивой к ошибкам.
База резюме проверенных IT специалистов. Подписывайся на Telegram канал и получай только проверенных профессионалов из IT, digital, финансов и GameDev каждый день!
SOLID принципы
Как уже упоминалось, SOLID включает в себя пять принципов. Принципы SOLID являются фундаментальными и важными в объектно-ориентированном программировании. При правильном использовании они упрощают процесс разработки, облегчают поддержку и изменение кода.
Принципы SOLID - примеры
Рассмотрим каждый из принципов более подробно и на примерах.
Принцип единственной ответственности (Single Responsibility)
Принцип единственной ответственности означает, что каждый класс или модуль в программе должен иметь только одну причину для изменения. Это означает, что класс должен выполнять только одну работу. Если класс начинает выполнять более одной функции, это может привести к зависимостям кода и сделать его менее устойчивым к изменениям.
В качестве примера допустим, у нас есть класс User, который управляет данными пользователя и также обрабатывает логику регистрации и входа в систему. Это нарушение принципа единственной ответственности, поскольку класс User имеет более одной причины для изменения. Вместо этого, мы могли бы разделить этот класс на два: User и Authentication.
Принцип открытости/закрытости (Open-Closed)
Принцип открытости/закрытости гласит, что "программные сущности (классы, модули, функции и т.п.) должны быть открыты для расширения, но закрыты для изменения". Это означает, что вы должны быть в состоянии добавлять новые функции или поведение к существующим классам или модулям без изменения их исходного кода.
Например, предположим, у вас есть класс Shape с методом draw. Если вам нужно добавить новую форму, вам не нужно изменять класс Shape. Вместо этого, вы можете создать новый класс (например, Circle), который наследует от Shape и реализует метод draw.
Принцип подстановки Барбары Лисков (Liskov Substitution)
Принцип подстановки Барбары Лисков утверждает, что "объекты в программе должны быть заменяемыми на экземпляры их подтипов без изменения корректности программы".
Это означает, что если класс B является подклассом класса A, то мы должны иметь возможность заменить объект A на объект B без каких-либо проблем.
В качестве примера представьте, что у вас есть класс Bird с методом fly. Затем у вас есть класс Penguin, который наследует от класса Bird. Однако пингвины не умеют летать, поэтому использование метода fly для объекта Penguin будет ошибочным. Это нарушение принципа подстановки Лисков. В этом случае следовало бы переосмыслить иерархию классов и возможно использовать другой метод моделирования поведения.
Рекомендуем к прочтению: 7 лучших вопросов, которые можно задать в конце интервью работодателю
Принцип разделения интерфейса (Interface Segregation)
Принцип разделения интерфейса говорит о том, что "клиенты не должны зависеть от интерфейсов, которые они не используют". Это означает, что большой интерфейс должен быть разбит на несколько меньших и более конкретных, чтобы клиенты могли использовать только те интерфейсы, которые им нужны.
Допустим, у нас есть интерфейс Machine с методами print, fax, scan. Но что, если у нас есть простой принтер, который может только печатать? В этом случае, наш принтер вынужден имплементировать методы, которые ему не нужны, что является нарушением принципа разделения интерфейса.
Принцип инверсии зависимостей (Dependency Inversion)
Принцип инверсии зависимостей утверждает, что "зависимости внутри системы должны строиться на основе абстракций, а не деталей". Это означает, что высокоуровневые модули не должны зависеть от низкоуровневых модулей, и они все должны зависеть от абстракций.
Например, предположим, у нас есть класс LightBulb, который имеет методы turnOn и turnOff, и у нас есть класс ElectricPowerSwitch, который контролирует LightBulb. Вместо того, чтобы напрямую зависеть от LightBulb, класс ElectricPowerSwitch должен зависеть от абстрактного интерфейса (например, Switchable), который может быть реализован любым устройством, которое можно включить и выключить.
Итого: принципы SOLID кратко
Итак, SOLID — это набор пяти принципов, которые помогают программистам создавать эффективный, устойчивый и поддерживаемый код. Эти принципы направлены на уменьшение зависимостей в коде, облегчение поддержки и упрощение процесса внесения изменений. Важно помнить, что, хотя каждый принцип является мощным инструментом, они наиболее эффективны, когда используются вместе.
Мы - ИТ кадровое агентство, которое поможет вам найти ит специалиста за менее чем 2 недели. Свяжитесь с нами уже сегодня, чтобы узнать, как мы можем помочь масштабировать ваш следующий проект. Мы гарантируем поиск самого сильного кандидата, а не самого дорогого. За 10 лет мы закрыли более 5500 вакансий и собрали более 25 команд с нуля. Вы можете ознакомиться с отзывами наших клиентов о нашем рекрутинговом агентстве. Если вам нужны дополнительные референсы, напишите нам в Telegram.